Мы уже не раз говорили о том, насколько важна для эффективного образа действий мага максимальная лояльность и толерантность. Однако все время оказывается, что эта, такая простая на первый взгляд, идея, с большим трудом проникает в сознание ищущих себя и свой Путь.
Маг не только не осуждает никакие отличные от своей системы описания действительности, он отчетливо понимает, что и его собственная система – не более, чем один из множества вариантов, равно имеющих право на существование.
Такой взгляд обосновывается Магическим мифом как с онтологической, так и с практической стороны.
С точки зрения описания бытия, этот Миф подчеркивает, что, поскольку «в действительности» существует лишь бесконечное безличное и недифференцированное поле потенций Абсолютного Духа, то любая картина, рождающаяся в воспринимающем сознании – не более, чем произвольное комбинирование отдельных элементов этого поля и создание на основе этой комбинации более или менее удобного описания объектного мира, в котором это сознание может производить свою актуализацию.
С этой точки зрения бессмысленными становятся разговоры об «истинности» и «реальности» каких-либо картин или идей.
Другими словами, Магический миф придерживается абсолютного релятивизма и настаивает на том, что воспринимаемый объект сущностно зависит от воспринимающего его сознания. Рассматриваемый Миф, таким образом, полностью отвергает идею «вещи в себе», считая, что образ себя, возникающий в любом сознании – такая же условность, как и образ этого сознания в других описаниях.
К примеру, спор о «истинности» религий с точки зрения Магии смешон, поскольку совершенно понятно, что, в зависимости от способа описания меняется и сам воспринимаемый объект, в том числе – и бог. Получается, что бессмысленно говорить о том, существует ли на самом деле Перун, или Тор, или Тлалока – одинаково верно будет сказать и то, что существуют все они, и то, что не существует ни один из них.
Тем не менее, Миф настаивает и на том, что эффективная деятельность невозможна при постоянном осознавании этого релятивизма, и для опоры в этой деятельности магу необходимо принять для себя наиболее подходящий лично ему и наиболее эффективный лично для него способ описания действительности.
Совершенно неважно, какой это будет способ – все они могут быть хороши, и единственным критерием «истинности» является эффективность данного способа описания для данного путника на данном этапе его Пути.
Еще одним важным элементом в создании своей картины мира является её системность – то есть, взаимосогласованность её отдельных частей. «Сшитая белыми нитками» картина обычно не является эффективной, поскольку её отдельные компоненты могут мешать проявлению друг друга. Именно поэтому Магия предпочитает использовать традиционные, проверенные многими поколениями путников системы описания, которые доказали свою внутреннюю согласованность и гармоничность. Хотя, конечно, это не означает автоматической неэффективности новых Мифов, а просто требует их тщательной и взвешенной «проверки на прочность».